"Золотой петушок"

МАДОУ "Детский сад №23"

dispanserizaciya

Баннер

Баннер 2

Горячая линия

Телефон "горячей линии" 

Министерства образования Сахалинской области по вопросам пресечения незаконных денежных сборов:

(4242) 46-59-87

Режим работы:

Заведующий Назарова Тамара Николаевна: с 8:30 - до 17:15

Перерыв: с 12:30-14:00

(42-435) 4-17-83

fsg banner 200x400 1

beregisvoidannyie5

Эффективный педагогический опыт

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Семикина Е.А

Семикина Елена Александровна

Занимая должность: Воспитатель 

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: Высшая

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Золотой петушок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области

Тема передового педагогического опыта: Развитие познавательного интереса  у дошкольников средствами коллекционирования

Описание передового педагогического опыта: Проблема развития  ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна. Ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников. Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием  интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательной активности у детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Именно это определило тему опыта работы: «Развитие познавательного интереса  у дошкольников средствами коллекционирования».

Цель работы - проследить влияние использования коллекционирования в образовательной работе с детьми на уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию познавательных интересов у дошкольников.

2. Изучить особенности работы с дошкольниками по созданию коллекций.

3. Установить зависимость между методически грамотно организованной работой по созданию коллекций и уровнем познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что установлена зависимость между изучаемыми явлениями: развитием познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и использованием метода коллекционирования в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретически обоснована и экспериментально проверена взаимосвязь между методически правильно организованной работой по созданию коллекций и уровнем развития познавательного интереса у дошкольников. Содержащиеся в данном опыте выводы и методические рекомендации по организации работы по созданию коллекций могут быть использованы в практической деятельности творчески работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений.

При решении задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов: анализ научной психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа); анкетирование родителей; метод статистического анализа; метод экспертной оценки.

Практические результаты: 

Использование коллекционирования в образовательной работе с дошкольниками позволило расширить кругозор детей, развить их познавательную активность.

Коллекционирование позволило решить многообразный комплекс воспитательных, развивающих и обучающих задач:

- развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;

- развить творческие способности детей;

- развить избирательную направленность детей, их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

- развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;

- раскрыть интересы и увлечения детей;

- развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли.

Диагностика уровня познавательного развития детей подготовительной к школе группы наглядно показала, что работа по созданию коллекций  позволила сформировать познавательный интерес у дошкольников: высокий уровень познавательной активности имеют - 76 % воспитанников, средний уровень – 24 %.

Таким образом, опыт работы наглядно показал, что использование коллекционирования в образовательном процессе способствует высокому уровню познавательного развития и позволяет на более качественном уровне осуществить подготовку детей к школьному обучению.

В ходе работы разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию коллекций в образовательном процессе  в дошкольном образовательном учреждении, сформированы критерии оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников.

 

 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Яворская М.АЯворская Марина Анатольевна

Занимаемая должность: воспитатель

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: высшая

Место работы: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Золотой петушок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области

Тема передового: педагогического опыта Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности (в рамках реализации ФГОС ДО)

Описание передового педагогического опыта: В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. 

Главное   содержание экологического образования дошкольников  состоит в формировании мотивационных  основ экологического сознания. Именно экологическое образование  дает возможность раскрыть ребенку  значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение  к собственному дому, планете по имени Земля, к ближайшей окружающей среде.  Критерием сформированности экологической направленности  личности является готовность детей создавать необходимые условия для жизни  живых существ и выполнять нормы и правила поведения в природе. Важным условием успешного формирования «жизнеоберегающих»  отношений у детей, помимо знаний,  является становление опыта «жизнеоберегающих» поступков, опыта, чувств.

Использование метода проектов в дошкольном образовании  как одного из методов интегрированного обучения  дошкольников позволяет  значительно  повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 

Именно это определило тему опыта работы: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности (в рамках реализации ФГОС ДО) ».

Цель работы – определение педагогических условий организации проектной деятельности в процессе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы экологического воспитания дошкольников.

2. Изучить теоретические аспекты  организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

3. Проверить на практике зависимость между методически грамотно организованной проектной деятельностью и уровнем экологического  воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретически обоснована и экспериментально проверена взаимосвязь между методически правильно организованной проектной деятельностью и уровнем экологического  воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Содержащиеся в данном опыте выводы и методические материалы  по экологическому воспитанию  могут применяться в практической деятельности творчески работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений.

При решении задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов: анализ научной психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа); анкетирование родителей; метод статистического анализа.

Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания): Использование проектной деятельности в образовательной работе с дошкольниками позволило расширить кругозор детей, развить их познавательную активность.
Реализация экологических проектов позволила решить многообразный комплекс задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального ( способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли, настойчивости, ответственности).
Диагностика уровня сформированности экологических знаний детей средней группы наглядно показала, что работа по экологическому воспитанию с использованием метода проектов позволила сформировать правильное отношение к природе, к вещам и материалам природного происхождения:
Начальный этап исследования (октябрь 2013 года): высокий уровень 18% воспитанников, средний уровень -36%, низкий уровень -46%.
Окончание эксперимента (март 2015 года): высокий уровень познавательной активности - 62 % воспитанников, средний уровень – 38 %.
Таким образом, опыт работы наглядно показал, что использование проектного метода в образовательном процессе способствует значительному повышению уровня экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста, способствует становлению осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.